Служил я на подводной лодке

Дата:
19.03.2015

Несколько лет тому назад капитан первого ранга Олег Анатольевич Тёлушкин, который сегодня живет в микрорайоне Купавна г.Железнодорожного, был командиром атомной подводной лодки «Волк». Государственный акт приемки субмарины был подписан в последний день 1991 года, а в январе 1992 года, когда её ввели в состав Краснознаменного Северного флота, СССР уже не было

История судна, история жизни

Подводная лодка «Волк» в истории отечественного флота единственная, построенная в Советском Союзе, а спущенная на воду в Российской Федерации. Команде её доводилось до трёх месяцев курсировать в дальних походах в водах Атлантики, Средиземного моря и Северного Ледовитого океана. Однако чаще подводники бывали в кратковременных походах, а в перерывах между ними поочередно несли вахту на судне. Высотой с четырёхэтажный жилой дом и длиной 113 метров, лодка этой серии позволяет решать множество задач. Экипаж с помощью гидролокационных и акустических систем вёл поиск надводных и подводных судов иностранной флотилии и регулярно передавал сведения на Большую землю. Такая вот тихая охота. А ещё в случае военной угрозы с лодки можно наносить ракетно-ядерный удар. Бывали случаи, когда экипаж лодки, выводя из поля слежения потенциального противника российское подводное судно с торпедами на борту, специальным приёмом становился объектом слежения вместо него. Об этом и о многом другом, о своей службе рассказал капитан первого ранга запаса Олег Анатольевич Тёлушкин.

После окончания Нахимовского училища, затем военно-морского училища радиоэлектроники по специальности «гидроакустик» лейтенант Тёлушкин прибыл для прохождения службы в военный городок Гаджиево Мурманской области. Был начальником радиотехнической службы подлодки К-54, затем ходил на атомной подводной лодке «Волк», причем два с половиной года – в должности командира. Служба была не из лёгких, но интересная. Случались и житейские трагикомичные ситуации.

«Случай этот мне сильно запомнился, потому что в ту пору я ещё был новобранцем», - рассказывает Олег Анатольевич. Шедшая обычным курсом в водах Атлантики подводная лодка начала резко замедлять ход. В ответ на попытки членов экипажа увеличить скорость субмарины, она лишь рывками подавалась вперёд и практически не набирала скорости. Отчаявшись, командир принял рискованное, незапланированное решение: всплыть. Увиденное в перископ обескуражило. На горизонте небольшое рыболовецкое судно - сейнер - кормой ушло под воду. Если субмарина хотя бы ещё на километр протащила протараненные тралы, рыболовецкое судно ушло бы на дно вместе с рыбаками. Разумеется, тралы обрубили, люди остались живы.

А вот рассказов о диковинных морских существах ждать не стоит. Вопреки распространённому стереотипу, подводники не встречают их в морских глубинах. Ведь иллюминаторы на подводной лодке отсутствуют! Нервы и воображение отважных моряков будоражат лишь загадочные «квакеры». Что это такое, кто это такой, до сих пор никто не знает. Природа странного звукового явления, возникающего в морских водах, непонятна, хотя чётко фиксируется однородный звук, напоминающий кваканье. «Как только гидролокаторы уловили звук, сразу идём на него, - рассказывает капитан, - при усилении звука чувствуем, что движемся в верном направлении». И вот бы только поймать некую «синюю птицу» за хвост, увидеть это нечто хотя бы на радаре, так нет! Громкий звук вдруг прекращается, а через пару минут раздаётся негромко с противоположной стороны субмарины. Словно кто-то невидимый играет с моряками в азартную нечестную игру. Такое случалось часто, и всегда заканчивалось ничем. Но информация о местах возникновения «квакеров» обязательно заносится на путевую карту.

И на большую глубину, как принято считать, подводная лодка не погружается. Максимальная глубина погружения составляет 450 метров. Обычное погружение происходит на глубину пятьдесят - сто метров. «На такой глубине шум двигателей маскируется шумами волн, что и нужно в условиях повышенной секретности», - рассказывает капитан.

День сегодняшний

Если бы повернуть вспять прожитые годы, при наличии возможности начать жизнь с чистого листа, Олег Анатольевич Тёлушкин заново прошёл бы тернистый и в то же время интересный путь моряка-подводника. У подводников есть свой кодекс чести. На борту субмарины команда действует и живёт под негласным девизом: один за всех, и все за одного.

С 2002 года Олег Анатольевич живет в Купавне, но ему часто вспоминаются годы службы, морские просторы. И, конечно же, любимый «Волк». На Северном флоте это не единственная подводная лодка, названная «звериным» именем. Там есть «Тигр», «Леопард», «Гепард», «Барс». А традиция эта появилась больше ста лет назад. В приказе по Морскому ведомству России, изданному в 1906 году, говорилось: «Государь Император Николай II высочайше повелеть соизволил включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». Новый класс боевых кораблей насчитывал десять подводных лодок, которым присвоили имена резвых, мощных и хитрых зверей. И День моряка-подводника начал отмечаться с царских времён. После революции этот праздник оказался в забвении на протяжении восьмидесяти лет, и лишь приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Ф.Громова от 15 июля 1996 года его было предписано отмечать ежегодно 19 марта.

Ветеранам службы есть что вспомнить, о чём поговорить. Они остались верными воинской присяге. Даже когда офицерам месяцами не платили заработную плату, они всё равно оставались на службе. По словам Олега Анатольевича, в начале 90-х годов приходилось туго офицерам и членам их семей. Но в то время над «Волком» взял шефство Восточный административный округ Москвы. Шефы дарили экипажам грузовые «газели», помогали приобретать форму и продукты питания, организовывали ремонт в казармах. При их поддержке дети моряков ездили на экскурсии в Кремль, в Финляндию и даже в Диснейлэнд. Управа ВАО Москвы оказывает поддержку и в наши дни. Замечательно и то, что память о «Волке» увековечена. Олег Анатольевич принимал участие в открытии памятного знака, посвященного подводной лодке «Волк», в районе Измайловского шоссе.

…Подводная одиссея государства Российского продолжается. Много юношей желает служить в Военно-морском флоте, продолжая славное дело отцов и дедов. А отдавая дань старой и доброй традиции, в ходе первого своего погружения, на глубине пятьдесят метров, новобранец выпьет из крупного плафона заборной морской воды.

Надежда НИКИФОРОВА, газета «Городской вестник»Фото из архива О.Тёлушкина, А.Лойко и С.Душениной.