22 июня – День памяти и скорби

Дата:
22.06.2016

22 июня в России отмечается День памяти и скорби. В этот день началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни миллионов наших соотечественников. Хорошо вооруженной и прекрасно обученной армии противника героически противостояли советские солдаты…

Война с немецкими захватчиками унесла миллионы жизней советских людей. Ужасы фашистского нападения испытал каждый житель нашей необъятной страны. Неожиданное наступление, новейшее вооружение, опытные солдаты – все это было у Германии. Почему же блистательный план «Барбаросса» провалился? Неприятель не учел одну весьма важную деталь: он наступал на Советский Союз, граждане которого были готовы умереть за каждый клочок родной земли.

Один в поле воин...

Русские, украинцы, белорусы, грузины и представители других национальностей советского государства вместе сражались за Родину и умирали за свободное будущее своих потомков. Одним из таких отважных и доблестных солдат был Николай Сиротинин.

Молодой житель города Орла Николай Владимирович Сиротинин трудился на местном промышленном комплексе «Текмаш», и уже в день нападения фашистов на Советский Союз был ранен при бомбардировке. В результате первого авианалета юноша был отправлен в госпиталь. Ранение не было тяжелым, молодой организм быстро оправился, а желание сражаться с врагом у Сиротинина осталось. Известно о герое немного. Родился он 7 марта 1921 года. Из свидетельств современников известно, что был он скромен, вежлив, невысок ростом и худощав. Документов об этом великом человеке сохранилось очень немного, а о событиях на 476 километре Варшавского шоссе стало известно во многом благодаря найденному дневнику немецкого обер-лейтенанта Фридриха Хёнфельда. Именно он записал в своём блокноте историю о подвиге русского солдата.

Сразу после госпиталя Сиротинин попал в 55-й стрелковый полк, который базировался близ небольшого белорусского городка Кричев. Здесь его назначили на должность наводчика орудия, и это дело, судя по дальнейшим событиям, Сиротинину явно удавалось. На реке с названием Добрость полк, где служил Сиротинин, оставался около двух недель, но решение отступать всё же было принято.

Николай Владимирович запомнился местным жителям очень вежливым и отзывчивым человеком. По словам одной из жительниц Кричева, он всегда помогал пожилым донести воду или зачерпнуть ее из колодца. Вряд ли кто-то мог увидеть в этом молоденьком старшем сержанте отважного героя, способного остановить танковую дивизию. Однако таковым он всё же стал.

Чтобы отвести от противника советские войска, необходимо было прикрытие, именно потому на позиции и остался Сиротинин. По одной из многочисленных версий солдата поддержал его командир и тоже остался, но в бою он был ранен и отошел к основному составу. Сиротинин должен был создать пробку на мосту и присоединиться к своим, однако юноша решил стоять до конца, чтобы дать максимум времени однополчанам на отступление. Цель молодого бойца была проста - он желал уничтожить как можно больше фашистов и вывести из строя всю технику противника.

Расположение единственного орудия, из которого вёлся огонь по наступающему врагу, было хорошо продумано. Артиллерист был окружен густым полем ржи, поэтому пушку, из которой он вёл огонь, заметно не было. Вражеские танки и бронемашины в сопровождении вооруженной пехоты быстро продвигались по территории СССР под руководством талантливого немецкого военачальника Хайнца Гудериана. Это был ещё тот период войны, когда фашисты надеялись на осуществление молниеносного захвата СССР и полного разгрома советских войск. Но надеждам их не суждено было сбыться, благодаря беспримерному героизму советских солдат, благодаря таким воинам, как Николай Владимирович Сиротинин. Впоследствии фашисты не раз сталкивались с отчаянной смелостью советских солдат и офицеров, причем каждый такой подвиг имел серьёзный деморализующий эффект для немецких войск. Под конец войны о смелости наших солдат в неприятельском стане ходили легенды.

Задача Сиротинина заключалась в том, чтобы на максимальный срок воспрепятствовать продвижению танковой дивизии . Планом старшего сержанта было блокирование первого и замыкающего звена колонны и причинение наибольшего урона противнику. Расчёт оказался верным. Когда загорелся первый танк, немцы попытались отступить от линии огня. Однако Сиротинин ударил по замыкающей машине, и колонна оказалась обездвиженной. Фашисты в панике кидались на землю, не понимая, откуда идет стрельба, ведь вражеская разведка предоставила данные, что ни одной батареи в этой местности нет, поэтому дивизия продвигалась без особых предосторожностей.

Пятьдесят семь снарядов были израсходованы двадцатилетним советским солдатом не зря – вражеская танковая дивизия оказалась разгромлена, уничтожена одним советским человеком. Немецкие бронемашины пытались перебраться через речушку вброд, но накрепко увязли в прибрежном иле. Во время боя фашисты даже подумать не могли о том, что им противостоит всего лишь один солдат, защищающий свою Родину - СССР. К позиции Сиротинина враг приблизился лишь тогда, когда у храброго воина осталось всего три снаряда. Однако даже лишённый возможности продолжать вести огонь из орудия, Николай Владимирович продолжал расстреливать неприятеля из карабина. Только после своей смерти Сиротинин сдал позицию…

Немецкое командование и солдаты пришли в ужас, когда поняли, что им противостоял всего лишь один русский солдат. Поведение Сиротинина вызвало неподдельный восторг и уважение немцев, в том числе и Гудериана. И это несмотря на то, что потери дивизии были огромны - неприятель потерял одиннадцать танков и семь бронетранспортеров. В результате стрельбы, которую вёл Сиротинин, из строя врага выбыло 57 солдат и офицеров. Немцы признали, что противостоявший им советский солдат один стоил целой танковой дивизии. В знак высшего признания его храбрости они дали три залпа на могиле красноармейца - старшего сержанта Николая Владимировича Сиротинина…

«Всё-таки он русский, нужно ли такое преклонение?» - эти слова записал в своём дневнике обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Хёнфельд. В дневнике немецкого офицера читаем: «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».

Местная жительница Ольга Борисовна Вержбицкая так вспоминала о дне похорон советского солдата: «Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей. Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами приказал переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину – «фатерлянд». Потом из кармана гимнастёрки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто он, откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб». Я побоялась это сделать… Тогда стоявший в могиле и накрывавший советской плащ-палаткой тело Сиротинина немецкий молодой офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то грубо сказал. Гитлеровцы ещё долго после похорон стояли у пушки и могилы посреди колхозного поля, не без восхищения подсчитывая выстрелы и попадания советского солдата по их позициям…»

Сегодня в селе Сокольничи могилы, где немцы похоронили красноармейца Николая Сиротинина, нет. Через три года после войны останки солдата перенесли в братскую могилу, поле распахали и засеяли, пушку сдали в утильсырье. А героем Николая Сиротинина назвали лишь через 19 лет после совершённого им подвига. Причем даже не Героем Советского Союза – старший сержант Николай Владимирович Сиротинин посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. Лишь в 1960 году сотрудники Центрального архива Советской армии разузнали обо всех подробностях подвига старшего сержанта. В 1961 году в честь героя на месте его подвига у шоссе установили памятник с надписью: «Здесь на рассвете 17 июля 1941г. вступил в единоборство с колонной фашистских танков и в двухчасовом бою отбил все атаки врага старший сержант-артиллерист Николай Владимирович Сиротинин, отдавший свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины».