Ветеранские организации – хранители духовно-нравственных ценностей Родины

Дата:
18.10.2016

Выступление на состоявшемся 15 октября Межрегиональном семинаре-совещании, посвященном Всероссийскому проекту «Эстафета поколений», координатора данного проекта - первого заместителя Общественной палаты РФ Героя России Вячеслава Бочарова.

«Добрый день, уважаемые товарищи! Я рад видеть вас всех на гостеприимной московской земле и благодарен вам, за то, что вы нашли возможность принять участие в работе межрегионального семинара – совещания «Эстафета поколений». Тот факт, что в этом зале находятся руководители и самые активные представители ветеранских организаций, уже сам по себе событие не рядовое. Я не припомню, чтобы мы с вами подобным образом собирались для коллективного обсуждения с целью выработки рациональных предложений какого-либо направления работы с молодежью, единого для всех, и имеющего важное значение для поступательного и эффективного развития нашего государства. Это стало возможным благодаря тому, что за последние годы качественно изменилось состояние гражданского общества, составной частью которого являются и ветеранские организации всех направлений и уровней, возросла ваша активность, что отмечал и президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с ветеранами боевых действий. Сегодня мы собрались здесь для коллективного обсуждения проекта по наставничеству, уже несколько позабытой формы работы с молодежью.

Основной упор было решено сделать именно на ветеранские организации, ведь именно эти организации являются хранителями духовно-нравственных и исторических ценностей и традиций, а их члены носителями большого жизненного опыта. Кому как не нам, передавая свой опыт, наставлять нашу молодежь на правильный выбор своего жизненного пути, на поиск своей колеи. Вы можете мне сказать, что мы и так бываем в школах, проводим спортивные турниры, организовываем военизированные сборы, и другие мероприятия подобного рода. Правильно, все это реальные дела ветеранских организаций, но наставничество это деятельность несколько другого рода. Она носит долговременный и системный, характер с конкретными целями, которые могут касаться как целых коллективов, так и отдельных лиц. Наставничество – это фактор, направленный на формирование личности.

В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. На целом ряде крупных предприятий, в том числе и на предприятиях ВПК, руководители на регулярной, плановой основе занимаются профессиональным ориентированием подростков, предоставляя им возможность заниматься на предприятии творческой деятельностью под руководством опытных действующих работников и заслуженных ветеранов. И молодой человек уже более осмысленно принимает решение в выборе своей профессии и в целом своих жизненных перспектив.

Сегодня мы начали с вами разговор о наставничество как явлении и процессе. Мы понимаем, что краеугольным камнем этого процесса является сам наставник. Наставник — это профессиональный, компетентный, грамотный старший товарищ, если хотите — учитель, способный к разноплановому общению с подопечными с конечной целью формирования сознания будущего гражданина, с использованием различных методик и инновационных технологий, а не только на уровне вербального общения. Приходя в молодежную аудиторию, он прекрасно представляет, что перед ним не просто подростки, а будущие созидатели и охранители нашего государства.

О роли и значении наставника-ветерана, я думаю, должны пройти диспуты в региональных организациях, представители которых сегодня находятся в этом зале. Только посмотрев на себя не как на человека с жизненным опытом, а как на наставника, поняв свои сильные и слабые стороны, можно достигать успеха и получать моральное удовлетворение от такой деятельности.

Размышляя о проблемах наставничества, Константин Дмитриевич Ушинский писал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт полностью компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.

В этом движении вперед рядом с ветеранами плечом к плечу готовы идти молодые ребята и девушки, волонтеры. Волонтёрские организации, такие как «Волонтеры Победы», «Волонтеры-медики», фактически есть в каждом регионе, их тысячи. Они предлагают себя тем, кто нуждается в помощи, и делают это на безвозмездной основе, как говорится по зову сердца. При образовании такой партнерской связки, как связка опыта и молодости, можно говорить о связи поколений, о передаче традиционных ценностей, присущих нашему многонациональному народу. К сожалению, еще не все ветеранские организации смогли по достоинству оценить позитивный заряд волонтерского движения. А ведь это и возможность бесплатных юридических консультаций, адресная помощь самим ветеранам, включая медицинскую и сестринскую помощь на дому по уходу за нуждающимся ветераном, обучение компьютерной грамотности, подготовка презентационных проектов в электронном виде и многое другое.

Наставник работает с молодыми людьми, с подростками, у которых жизненные ориентиры находятся в процессе формирования. Надо адекватно оценивать реалии сегодняшнего дня. Молодежная субкультура не стоит на месте, что она никогда не будет такой, какой была в годы нашей молодости. Нам самим надо искать такие методы работы, использовать такие средства, которые способны удержать внимание на том, что мы хотим не навязчиво, но с достойной настойчивостью, донести до молодого человека.

Вчера вам был предложен для просмотра фильм «Стажер». Да, возможно он не в вашем формате, но ведь он в формате тех, с кем вам неоднократно приходится сталкиваться на проводимых вами мероприятиях. И он касается темы взаимодействия опыта и молодости, без назидания, но с получением положительного результата для обеих сторон. Надо всегда помнить, что наставничество — это особый тип отношений, в которых большую роль играет доверие, честность, профессионализм, надежность, умение выстраивать гармоничные взаимоотношения на принципе сотрудничества.

Наставничество может рассматриваться с нескольких позиций:

— во-первых, как деятельность по передаче своего опыта молодому человеку, который, возможно, поможет ему определиться с выбором профессии, жизненных приоритетов;

— во-вторых, как деятельность по поддержке подростков в трудных жизненных ситуациях;

— в-третьих, как взаимодействие по установлению связи между поколениями и передаче лучших традиций.

Понять принципиально важные факторы в работе с наставнической компонентой, можно только опираясь на опыт. Поэтому в 11 регионах будет реализован проект «Эстафета поколений». Уже проведено анкетирование руководителей региональных отделений ветеранских организаций, оно стало отправной точкой в подготовке методических рекомендаций по реализации проекта, которые находятся у вас на руках.

Среди важных моментов, выявленных мониторингом, хочу отметить большую потребность у ветеранского сообщества в проведении Всероссийских семинаров и форумов по обмену опытом работы. Целый ряд ветеранских организаций уже давно выросли из детских штанишек и готовы тиражировать свои наработки другим. Вчера вечером, уже в формате нашего форума, такой обмен опытом завязался стазу после первого знакомства. Кое-кто привез показать результаты деятельности своих организаций в печатном виде.

На прошедшей неделе состоялась встреча Патриарха Всея Руси его Святейшества Кирилла с молодежью. В один из моментов своего разговора Патриарх поднял перед молодыми людьми тему подвига. Его тревожит, что пропаганда подвига, его продвижение в общественное сознание, уже давно идет по убывающей. Подвиг, в его понимании, это движение вперед и вверх. Одновременно с падением интереса к подвигу, к людям, его совершим, снижает пассионарность народа, и, как следствие, замедляется развитие государства. Организационный комитет проекта «Эстафета поколений» совместно с Роспатриотцентром планирует в этом учебном году провести конкурс на создание лучших видеороликов на тему «Герои, живущие рядом». Мы хотим активизировать молодежь в выражении своего отношения к заслугам старшего поколения, что также будет способствовать развитию наставничества.

Завершающим этапом проекта станет анализ полученного опыта и его обсуждение на итоговом мероприятии в мае 2017 года.

У всех нас сегодня будет насыщенная программа. У вас будут встречи с интересными людьми, которые поделятся своими знаниями и опытом и ответят на ваши вопросы.

Уверен, что соответствующее продолжение нашей работы, пройдет и в ваших организациях.

В целом ряде силовых структур есть девизы, которые помогают не только выполнять боевые задачи, но и те, что мы ставим перед собой уже в качестве наставников. Например: «Никто кроме нас», «Где мы – там победа». Вот и давайте действовать в соответствии с девизами нашей молодости. Всем успешной работы!»