Покоряющий высоты

Дата:
16.09.2013

16 сентября 2013 года исполнилось 80 лет замечательному человеку – члену городского отделения «Боевого братства», полковнику ВВС в отставке Владимиру Степановичу Постникову. За 34 года безупречного служения Отечеству ему не раз довелось с честью выполнять ответственные задания командования, неся службу в Забайкалье, Польше, Монголии, Германии, Узбекистане, Молдавии. Он прошел горнило Афганистана, участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ратный труд В.С.Постникова отмечен тремя орденами, множеством других высоких государственных наград.

Детство, опалённое войной

В.С.Постников родился в голодном 1933 году в Казахстане, в бедной крестьянской семье. Незадолго до войны семья переехала в г.Шадринск Челябинской области. «Там мама окончила курсы, стала заведовать детским садиком, - рассказывает Владимир Степанович. – К работе относилась очень серьёзно, трудилась с утра до вечера, домой возвращалась поздно. В сорок первом, сразу же после начала войны, отца призвали на фронт. Мне, пока мама на работе, приходилось самому заботиться о доме: сажал и выкапывал картошку, следил, чтобы всё было в порядке в нашем небольшом хозяйстве. Отец прошел всю войну в звании сержанта и погиб в день её окончания - 9 мая 1945 года. Помню, как накануне мы получили письмо от него, как радовались Победе и ждали скорого возвращения отца, а 11 мая пришла похоронка…».

По окончании школы В.Постников поступил в техникум, овладел специальностью техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. Год проработал на заводе – сначала наладчиком станков, затем в ремонтном цеху, временно исполнял обязанности механика цеха. «О небе тогда и не помышлял, - признается Владимир Степанович. – Хотя, конечно, как и любой мальчишка, всегда задирал голову, едва заслышав гул самолёта, наблюдал за его плавным полётом, интересно было, как работают лётчики. Карьера на заводе складывалась успешно, уже подумывал о поступлении в институт, но тут в судьбу вмешался случай».

Узнав от друзей, что те вступили в ДОСААФ и вскоре будут прыгать с парашютом, В.Постников не захотел отставать от них. «Пришел в военкомат, побеседовал с военкомом, - вспоминает Владимир Степанович, - а тот мне и говорит: «Ты техникум окончил, почему бы тебе не попробовать поступить в Ульяновское Краснознаменное танковое училище?». Я отвечаю: «Хорошо, если сейчас получу разрешение на прыжок с парашютом, буду поступать в училище!» В общем, прибыл я в ДОСААФ, там со мной провели занятие на тренировочной парашютной системе и включили в заветный список. Пришел в назначенный день на аэродром, сел с пилотом в «кукурузник» ПО-2 и впервые поднялся в воздух. Сделали круг над городом, пилот спрашивает: «Готов?» Бодро так отвечаю: «Готов!», а у самого, конечно, ножонки трясутся… Прыгнул, приземлился, а слово-то, данное военкому, держать надо! Пришел в военкомат, говорю: «Согласен в танковое!» Военком спрашивает: «Как тебе в воздухе?» Отвечаю: «Отлично! Воздух чистый, всё в норме, мандраж отсутствует!» Военком смеётся: «Пока ты с парашютом прыгал, пришла разнарядка на 20 человек в павлодарскую Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков. Как на это смотришь?» Я с готовностью отвечаю: «Так точно, согласен!» Вот так и решилась моя судьба».

Лётчик-истребитель

В.Постников успешно окончил Военную авиационную школу в Павлодаре и для прохождения обучения по специальности «лётчик-истребитель» был направлен в г.Новосибирск, где находилось эвакуированное туда ещё во время войны Сталинградское военное авиационное училище лётчиков им.Краснознаменного сталинградского пролетариата. Одновременно с ним в эти же годы здесь учился курсант Герман Степанович Титов, ставший впоследствии вторым космонавтом планеты. Ещё в Новосибирске молодые лётчики-курсанты подружились. После окончания училища в 1957 году, получив квалификацию «военный лётчик» и звание лейтенанта (приказ о присвоении звания был подписан министром обороны четырежды Героем Советского Союза маршалом Г.К.Жуковым), оба были направлены в истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, проходили службу на военном аэродроме Сиверский. Дружба их окрепла и продолжалась долгие годы, вплоть до кончины Г.С.Титова. Вспоминая о нём, В.С.Постников отмечает, что Г.С.Титов был очень простым, открытым для общения человеком. «Герман никогда не задирал кверху нос, не забывал своих товарищей, не зазнавался, несмотря на то, что стал мировой знаменитостью – космонавтом, совершившим первый полёт продолжительностью более суток, Героем Советского Союза, генерал-полковником авиации, - говорит Владимир Степанович. – Он всегда радушно встречал гостей. Каждый раз, когда во время службы мне доводилось бывать в столице, я непременно звонил ему, и мы обязательно встречались – бывал я у него и дома, и на работе. Герман был энергичным, обаятельным, весёлым человеком, обладал большой работоспособностью и феноменальной памятью – во время длительного нахождения в барокамере выучил наизусть всего «Евгения Онегина»! Он много читал, дома у него была очень хорошая библиотека. Как-то приехал к Герману в гости, остался у него ночевать и до утра не мог оторваться от книг, всю ночь читал… Мы, его друзья, до сих пор общаемся с вдовой Германа Тамарой Васильевной, а кто может (возраст-то у всех солидный!), приезжает к нему на Новодевичье...».

Через два года службы на военном аэродроме Сиверский В.С.Постников получил звание старшего лейтенанта, квалификацию лётчика 3-го класса и был направлен в боевые полки Северной группы войск, где служил вплоть до 1965 года. В СГВ он получил звание капитана, стал лётчиком 2-го класса. В.С.Постников совершил немало боевых вылетов, овладел различными типами самолётов, в том числе сверхзвуковым Су-7Б, который развивал скорость до 2000 км/ч на высоте 19,5 км. «Когда мы только начали осваивать сверхзвуковые самолёты, командование относилось к этому делу с предельной строгостью, - вспоминает Владимир Степанович. – В лётном домике на каждого из нас, как на космонавтов, персонально надевали лётные компенсационные костюмы, затем подгоняли к домику автобус, мы рассаживались по местам, ехали на стоянку, садились в самолёт, техники его заправляли – всё было под строжайшим контролем. Но вскоре вся эта строгость закончилась – и мы уже сами надевали костюмы, сами шли к самолёту и отправлялись в полёт – всё делали сами!»

В 1965 году В.С.Постников был списан с лётной работы по состоянию здоровья, но с небом не расстался – поступил на факультет офицеров штаба в расположенную в подмосковном Монино Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. По окончании в 1970 году ВВА он получил звание майора и направление на службу в Забайкальский Военный округ.

По приказу Родины

Из Забайкалья В.С.Постникова направили в Монголию. «В то время в СССР уже было 20 космонавтов, а в братской Монголии – всего 4 лётчика, - улыбается Владимир Степанович. – Все четверо окончили наше Краснодарское лётное училище. Мы обучали монгольских товарищей мастерству лётного пилотажа, аэродинамике, другим специальным предметам. А поскольку стояли они на довольствии в нашей полковой столовой, то вдобавок пришлось приучать их и к традиционной русской еде. Вот это у нас получалось плохо! Монгольские лётчики постоянно требовали баранину, жаловались, что морим их голодом, а мы не понимали – ну как можно столько мяса есть, вредно же! В конце концов, наши монгольские друзья стали получать и положенную всем пилотам лётную норму, и свою любимую баранину».

В Монголии, где В.С.Постников прослужил несколько лет, он был начальником штаба полка, замначальника и начальником штаба дивизии. Затем - снова служба в Забайкалье, вручение ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, досрочное присвоение звания полковника, а в 1980 году новый приказ – прибыть в расположение группы советских войск в Германии. Оттуда через 3 года полковника В.С.Постникова перевели на должность заместителя начальника штаба ВВС ТуркВО. В 1984 году его направили в Афганистан, где он был помощником по авиации начальника оперативной группы ТуркВО.

«По прибытии в Афганистан сразу же началась работа, - рассказывает Владимир Степанович. – Нашей оперативной группе подчинялись все авиационные полки. Базировалась группа в Кабуле, но на месте мы не сидели: летали во все полки, на все аэродромы, которые находились на территории ДРА. Готовили лётный состав к проведению боевых операций, помогали нашим военнослужащим в организации боевых действий, доставляли всё необходимое для их ведения, следили, чтобы вовремя подвезли боеприпасы, продукты, всё, что требуется нашим бойцам; вместе с наводчиками руководили действиями на поле боя – вызывали вертолёты, самолёты, а в случае несчастья организовывали поисково-спасательные операции».

Когда не стало начальника штаба ВВС 40-й армии, временное исполнение его обязанностей было возложено на полковника В.С.Постникова. Он признаётся, что, находясь в гуще событий, ни разу не задумался о грозящей опасности, все мысли были о том, как лучше выполнить боевую задачу и минимизировать потери. А вот когда терял друзей, организовывал поиски пропавших экипажей, понимая, что живыми лётчиков уже не найти, остро пронзала боль, приходило осознание опасности, жестокости и несправедливости войны.

Сразу же после возвращения из Афганистана, в июле 1986 года, В.С.Постников был переведен в Кишинёв на должность заместителя начальника штаба ВВС группы войск. А вскоре последовало новое задание - 13 сентября в составе правительственной группы он прибыл в Чернобыль, где в качестве помощника командира группы по авиации работал вплоть до 1 ноября 1986 года. «Контролировали все вертолёты, самолёты, все воздушные перевозки, вели радиоактивную разведку, - рассказывает В.С.Постников. - Летали над реактором, ездили в Рыжий лес, замеряли уровень радиации, особой защиты от которой у нас, честно признаюсь, не было. На полмесяца задержались в командировке – никто не хотел ехать на смену, ведь многие к тому времени уже поняли истинную опасность радиации».

По возвращении из Чернобыля В.С.Постников был уволен в запас по болезни – так значилось в приказе. Владимир Степанович вспоминает, что когда во время прохождения медкомиссии видавший виды военврач поднес к его почкам прибор, измеряющий уровень радиации, то не смог сдержать эмоций, воскликнув: «Да как Вы вообще ходите?! У Вас же все почки светятся!» Спустя несколько лет в личном деле полковника запаса В.С.Постникова появилась новая формулировка, свидетельствующая о том, что болезнь, по которой он был уволен в запас, получена в результате прохождения военной службы. А ещё через несколько лет вторая запись сменилась третьей, в точности соответствующей действительности: «болезнь получена в связи с пребыванием в Чернобыле».

За мужество и героизм, проявленные в Чернобыле в условиях, сопряженных с риском для жизни, В.С.Постников был награжден учрежденным в 1994 году в РФ орденом Мужества. К 20-летию трагических событий в Чернобыле ему была вручена ещё одна дорогая для него награда – орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени.

После увольнения в запас В.С.Постников вместе с женой Тамарой Григорьевной и тремя детьми переехал в Железнодорожный. За годы его службы это был их 13 переезд.

Будем жить!

Сегодня член Совета ветеранов и «Боевого братства» В.С.Постников продолжает вести активный образ жизни: пешие прогулки не менее 5 км в день, встречи со школьниками, участие в патриотических мероприятиях различного уровня. Когда В.С.Постникова спрашивают, сколько ему лет, он бодро отвечает: «Пока ещё восемьдесят!» Стоит ли грустить, когда в душе по-прежнему светит солнце, а рядом родные, близкие люди - друзья, обожаемые дети и внуки, любимая супруга, с которой вместе прожито 56 лет? Через несколько дней после дня рождения Владимира Степановича большая дружная семья Постниковых соберётся вместе, чтобы отметить юбилей дорогого деда, отца, мужа. Придут на встречу и друзья юбиляра. И несомненно, каждый произнесёт в его адрес самые добрые, самые прекрасные и искренние пожелания. Пусть все они обязательно сбудутся! Здоровья Вам, дорогой Владимир Степанович, и долгих плодотворных лет жизни!

Светлана ДУШЕНИНА, газета «Мой город – Железнодорожный».

Фото автора и из личного архива В.С.Постникова.