По зову сердца

Дата:
10.09.2014

Приятный и уверенный голос. Аккуратный костюм. Уютный кабинет в помещении Совета ветеранов, где он, окружённый коллегами и товарищами, работает на благо своего города, страны. Председатель Совета ветеранов, член городского отделения "Боевого братства", полковник в отставке, обладатель множества орденов и медалей за военные заслуги Александр Иванович Чентырёв рассказал о том, какой была война, о работе Совета ветеранов и поделился мыслями о современности

- Александр Иванович, расскажите о Вашем детстве…

- Родился я в селе Смотровая Буда Орловской (ныне Брянской) области. Окончил 7 классов неполной средней школы, а потом территорию оккупировали немцы. В деревне проживали мать, три брата, племянники. Сейчас в живых только племянник старшего брата Владимир Прокофьевич – он живёт в селе. До войны я три года работал в колхозе, с пятого класса на каникулах помощником пчеловода, а также помощником народной бригады.

- Помните ли Вы тот день, когда началась война?

- Помню… В канун войны народ предчувствовал её приближение. Между собой старики и пожилые женщины шептались, что обстановка неспокойна. Это предчувствие оправдалось. Начали сушить сухари, соль заготавливать. У некоторых потолки обваливались от соли. Мне было 14 лет, когда началась война. Когда немец пришёл, колхоз был разогнан, жизнь была нищенская, какую трудно представить. Я жил с матерью, старший брат был сразу призван в армию, два меньших - Иван и Анатолий - были с нами. Мать учила нас уму-разуму, в школе хорошо занимались, учителя хорошо отзывались. Два года в 6-м и 7-м классах был председателем ученического комитета в школе.

- Когда Вас призвали в армию?

- В конце сентября 43-го года. Сформировали маршевую роту в клинцовском военном городке, и мы прошагали пешком 90 километров до города Почепа. Там посадили нас на поезд, доехали до окраины Москвы. А от Москвы эшелон отправился в товарных теплушках сразу на фронт. Я попал в пулеметную роту, привычными стали длительные, изнурительные марши. В обороне учили на пулемётчика. Потом наша дивизия в составе других дивизий (я был уже в составе пулемётного расчёта) направилась освобождать Витебск. Помню, местность была болотистая, мы перешли в наступление и за первый день взяли траншею немцев. Здесь я получил первое ранение. Наш пулемёт вдребезги, три человека погибли... Шинель разорвало в клочья, у меня было осколочное ранение. Ползком, по траншее, полной воды, я добрался вниз, где меня и подобрали санитары. После длительного лечения вернулся в оборону, на фронт.

- Помните ли Ваше первое серьёзное задание на войне?

- Мы перешли в наступление, немец задержал нас на реке Березина, на окраине города Борисов. Было необходимо форсировать реку. Был приказ форсировать реку на подручных средствах. Мы на бревнах от спиленных сосен проплыли к противоположному берегу, немец бился ожесточённо и не допускал переправы наших войск до берега. После нас были переправлены целые части полка, артиллерия, вплоть до тяжёлого вооружения. Нам стало легче, нас поблагодарили, что мы удержались на берегу. За это я получил первый орден Славы.

- Вы награждены медалью «За взятие Кенигсберга», что Вы чувствовали, когда перешли границу?

- Наступление наших войск немного замедлилось, когда мы подошли к границам Литвы: отстали тылы, и стали малочисленными подразделения - кто убит, кто ранен. В нашей роте сначала было около сотни человек, а уже на границе с Литвой всего двадцать один. Бои шли с переменным успехом, пока не подошло подкрепление.

Противник яростно сопротивлялся, пытаясь не допустить советские войска на территорию Германии. На подходе к границе Советского Союза мы шли цепью, я увидел пограничный столб, он был окрашен и написано «СССР», обернулся, а на другой стороне - «Германия». У меня аж волосы дыбом встали, мы вступили в логово фашистов… Наша часть, дивизия, полк участвовали в освобождении многих городов и ряда немецких населённых пунктов. Когда мы наступали, весь Кенигсберг горел огнем, улицы были узкими, и огонь покрыл их полностью. Мне дали задание найти пулеметную роту нашего батальона, мы потеряли управление. Я нашел ее по заданию командира.

- День Победы. Каким он был для Вас?

- На берегу Балтийского моря закончилась для меня война, здесь встречали День Победы. Не знаю как, наверное, чудом я остался жив, будучи всё время в стрелковой роте. Люди говорят, что родился под счастливой звездой. Солдат или офицер на войне не думает о подвигах, наградах, а подвиг или отличие в бою подчас возникает незаметно. Вот и я не знал, что возьму в плен солдата. Мы вышли из опушки леса, наступаем, прячемся по кустам. Вдруг слышу выстрел. Вижу - впереди окоп и немецкая каска. Я прилёг, дал очередь из автомата и кричу «хэнде хох!». Смотрю, немец поднимается. Я перестал стрелять, приказал бросить оружие. Привёл немца к ротному, повёл в штаб батальона, сказали вести его в штаб полка. Командир полка отправил меня в санитарную роту на двухдневный отдых, я был уставшим и изморенным. Через два дня вернулся в строй, и получил второй орден Славы. Оказалось, что немец дал очень важные сведения.

- Как сложилась Ваша жизнь после войны?

- В День Победы вокруг нашего расположения было море огня – все стреляли в воздух из разных орудий. Я стрелял в воздух ракетами от радости, что настала победа. А после этого дня служба продолжалась. В целом скажу: в боевое время служба была очень трудной. Нелёгкой она была и в послевоенное время, потому что пришлось служить три года на Чукотке. Всю страну я то ли прошёл, то ли проехал в железнодорожных составах… Уволился на Украине, в звании полковника, будучи преподавателем кафедры марксизма-ленинизма в высшем артиллерийском училище. С 2001 года живу в Железнодорожном. Я счастлив, что остался жив после Победы, что стал офицером – служба мне очень нравилась.

- Город Железнодорожный стал для Вас родным?

- Конечно, ведь с первого года прибытия сюда я включился в работу ветеранской организации (до этого много лет работал в областной ветеранской организации на Украине), четыре года назад стал её председателем. За эти годы был во многих городах Московской области на различных встречах. От чистого сердца скажу, красивее города в Подмосковье не видел.

- Какие мероприятия были проведены Советом ветеранов в этом году?

- Их много. Дважды - встреча с губернатором, встреча с Президентом в Государственном Кремлевском Дворце. Пленумы проводятся не только в Москве, но и в других городах – Дмитрове, Коломне. Конечно, решаются важные вопросы. В первую очередь важно, чтобы ветеранские организации работали по удовлетворению насущных нужд и потребностей ветеранов, чтобы ветераны сполна пользовались теми льготами, которые предоставило им государство. Оказываем посильную помощь остро нуждающимся и одиноко проживающим ветеранам.

- Каким образом Совет ветеранов взаимодействует со школами города?

- В Совете ветеранов есть комиссия по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи. Существует лекторская группа, за каждой школой закреплены ветераны. Посещаем и детские садики, и школы. Нам очень интересно встречаться с ученической молодёжью, потому что вопрос о патриотическом и духовно нравственном воспитании сейчас стоит особенно остро.

- Отличаются ли встречи со школьниками от встреч с совсем маленькими ребятами в детском саду?

- Говоря о Сталинградской или о Московской битве, мы учитываем возраст ребят. Школьникам рассказываем о героизме, о значении этих сражений. Скажем, Московская битва. Её историческое значение в том, что она явилась прологом той будущей победы, за которую советскому народу пришлось так отважно сражаться. Говорим о том, что это не по принуждению, а по зову сердца. Важно, чтобы дети любили свою Родину, внимательно относились к родителям, хорошо учились и уважали учителей, берегли честь смолоду. Ребята рассказывают о своих дедушках и бабушках, которые были на войне. В кадетских классах проводим строевые смотры, принимаем участие в военно-патриотических играх. Маленьким детишкам мы рассказываем совсем о другом. Они рассматривают медали, спрашивают о них…

- Что Вы думаете о современном молодом поколении?

- Честно скажу: молодёжь растёт у нас прекрасная. Но ветеранам больно до глубины души, что на умы молодых людей обрушивается волна негатива со стороны телевидения и радио, где порой не думают о необходимости воспитания любви к Родине. Я против искажения исторической правды, которая муссируется на западе о войне, где стараются умалить ведущую роль и значение Советского Союза в великой Победе.

- Каким должен быть человек, по Вашему мнению?

- Когда древнего китайского философа Конфуция спросили, есть ли такое слово, с которым можно прожить всю жизнь хорошо, он ответил «Есть. Их два: человеколюбие и снисходительность». Для меня это ещё честность и правдивость. Важна порядочность - и в обществе, и на работе, и в семье. С женой живём 63 года вместе. Я всегда забочусь о ней, это очень важно.

- Как проходит Ваш обычный день?

- В работе. И в Совете ветеранов, и дома работы хватает. Просматриваю ежедневно новости. Не люблю передачи про разных артистов, о том какими благами жизни они пользуются, об их личных отношениях. Нет смысла в таких передачах, они рушат понятие о том, что семья должна быть крепкой.

- Чем Вы увлекались в молодости? Может быть, спортом или чтением книг?..

- Всегда отличался страстью к учебе. Я и сейчас не против, но времени мало. Любил на лыжах кататься. Вершин в спорте не брал, но очень его любил. Есть у меня любимая книга. При поступлении в училище сочинение писал по книге Семёна Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды». Персонаж книги Сергей Татаринов мне очень импонировал, потому что мало того, что он стал героем, он и на гражданке совершал важные, хорошие поступки.

- Что бы Вы пожелали жителям нашего города?

- Самое главное, чтобы они гордились своим городом и от души поддерживали разумные решения, которые принимает наша администрация, стремясь к тому, чтобы город был красивым, чистым, благоустроенным, а жизнь горожан - комфортной.

Виктория КУДРЯВЦЕВА, газета «Мой город – Железнодорожный».

Фото Аллы Огуз.